Самые печальные воспоминания всегда связаны с болезнями детей. Врач назначит курс медикаментов. И лишь немногие задумываются о психологической подоплеке болезни. А напрасно! Кому не знакома тревога за родную кровиночку, когда у крохи вдруг подскакивает температура или болит животик? Иногда причина заболевания непонятна: лечим, лечим горло, а результат - практически нулевой. И нам даже в голову не приходит, что причина лежит глубже, в психологической плоскости.

 

НЕОЧЕВИДНАЯ СВЯЗЬ

Под влиянием психологических причин развитие болезни принимает психосоматический характер. Какие-то переживания влияют на тело ("сомо"), происходит сбой, и ребенку становится плохо. Оказывается, частично мы своей тревожностью или, наоборот, пренебрежением к нуждам малыша можем спровоцировать самые разные заболевания. В этом случае врачи говорят о психосоматике - когда болезнь вызвана психологическими причинами. И лечить надо уже не горло или ушко, а искать причину и устранять ее. Внимательные родители справятся с психосоматической болезнью самостоятельно.  

Со времен Зигмунда Фрейда многие болезни объясняют психологическими причинами. К примеру, невыраженная и подавляемая нами агрессия становится причиной кариеса и хрупкости костей, а раздражительность приводит к кожным заболеваниям.  
В таких случаях психотерапевт рассматривает физическую болезнь лишь как симптом, проявление психологической проблемы. И как только ее устраняют, болезнь исчезает сама собой и не возвращается. Разумеется, если снова не спровоцировать ее развитие .

ВСЕ В КОМПЛЕКСЕ

С развитием медицины и психологии становится более очевидной необходимость целостного взгляда на болезнь и больного человека. Неправильно рассматривать людей как «носителей больных органов». Невозможно действительно вылечить человека путём «устранения поломки в его телесном механизме». Так считают психологи, остеопаты, представители традиционной китайской медицине. Психосоматическая медицина возникла как вынужденный ответ узкоспециализированной медицине, в которой отсутствовал целостный взгляд на болезнь, не было диалога врача и пациента, стремящихся вместе докопаться до истинных причин недуга.  

Психосоматика представляет собой не столько самостоятельную медицинскую дисциплину, сколько особый взгляд на человека и болезнь. Кстати, как и остеопатия, которая идёт от первопричины, лежащей в основе любого недуга. Более, того утверждают последователи этих медицинских школ, в нашем организме есть достаточные ресурсы для самовосстановления. Надо лишь обнаружить причину и настроить работу всей системы на выздоровление. Звучит немного утопически, но результаты впечатляют.

НАСТРОИМСЯ НА ХОРОШЕЕ

Положительные эмоции и психологический настрой родителей играют большую роль всегда, но особенно во время беременности. Для нормального формирования плода очень важно эмоциональное состояние матери. Любая эмоциональная неуравновешенность женщины в этот период (обиды, ревность, ощущение, что ее не любят) может привести к закладке той или иной патологии у ребенка. Чтобы этого избежать, проводится гомеопатическая и психологическая коррекция состояния беременной женщины, что позволяет ей хорошо перенести беременность и родить здорового малыша.  

Когда кроха появился на свет, у него уже есть определенные ожидания от мира. Прежде всего он должен быть накормлен и его мамуля должна быть рядом. Если что-то не так, ему становится плохо, он страдает. Всем известно, что без маминых рук, тактильного контакта с ней маленьким несладко. Лишенные родительской заботы дети болеют.  

Однако иногда даже у заботливых, но не очень ласковых родителей малыши болеют в силу того, что им не хватает внимания и любви. Психологические причины могут:

  • понизить сопротивляемость организма инфекциям (при депрессии);  
  • заставить кроху неосознанно манипулировать своим здоровьем для достижения какой-то выгоды (чтобы мама чаще бывала с ним);  
  • вызвать небрежное отношение к своему здоровью (у детей старше трех лет), если ответственность за него всецело лежит на родителях.

Простудные заболевания психосоматической природы часто повторяются. Только что малыш отболел, пошел в садик, куда ему идти явно не хочется, и снова слег. Чтобы разорвать подобный порочный круг, нужно найти основной механизм, приводящий к такому результату. Но для начала необходимо систематизировать имеющиеся факты и вывести теорию развития болезни.  

Мы советуем записать в тетрадке:  

  • дату появления симптомов - число и время;  
  • сведения о динамике заболевания – появление первых симптомов, стабилизация и выздоровление;  
  • события, предшествовавшие появлению симптомов;  
  • психологическое состояние всех членов семьи - до, во время и после болезни;  
  • отношения между членами семьи - до, во время и после болезни;  
  • вводимые лечебные средства (народные, медицинские, психологические).

Проанализировав эти записи и посоветовавшись со специалистом, вы сможете сделать выводы и даже предотвратить болезнь в дальнейшем.  

ОТКУДА ЧТО БЕРЕТСЯ?

Не кидайтесь сразу лечить заболевшего малыша. Для начала просто понаблюдайте за болезнью. Если это психосоматика, то медицинское вмешательство поставит организм ребенка в крайне сложное положение. Он в растерянности - чего же от него хотят?  

Если человек, к примеру, "плачет телом" (потеет), потому как вдолбил себе в голову, что он не может плакать по-настоящему, что он выше этого, а врач начнет устранять "болезнь" лекарством, то организм на уровне подсознания оказывается загнанным в угол. Поэтому, если вы страдаете тем или иным недугом, а медицина так и не смогла вам ничем помочь, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к психотерапевту. Хороший специалист эффективно лечит многие заболевания.  

Психотерапии поддаются астма, аллергические заболевания, желудочно-кишечные расстройства, энурез, кожные заболевания. Терапия психосоматических заболеваний - процесс не быстрый. Понадобится от 3 до 15 сеансов, иногда больше.  
Вы и сами сможете справиться со многими своими болезнями, если разделяете концепцию психосоматического объяснения причин заболеваний. Устранив психологические переживания, вы устраните и саму болезнь.

ДОКАПАЕМСЯ ДО КОРНЕЙ

Где искать таинственные психологические причины болезней? В неразрешенных детских конфликтах человека, в его настоящих скрытых мотивах или в пугающей неопределенности будущего? А может, телесные недуги когда-то так изменили структуру личности, что теперь она не умеет быть здоровой? Либо причины в сложной жизненной реальности и для выздоровления ему необходима смена работы или же развернутая семейная психотерапия?  

В рамках 20-минутного приема классическому врачу очень сложно составить объемный образ индивидуального развития болезни пациента. Вот здесь и приходит на помощь психосоматика со своими методами диагностики и лечения.  

Она ни в коем случае не подменяет, а дополняет и, возможно, направляет классическую медицину. В некоторых случаях разобраться в причинах заболевания можно за 3-10 встреч с психотерапевтом. Но не всегда.  

Иногда, переосмыслив свою жизнь, человек может исцелиться самостоятельно. А иногда довольно длительная индивидуальная и групповая работа помогают ему не то чтобы выздороветь, а не усугубить заболевание, научиться с ним жить и даже дружить.  

Болезней, имеющих психологическую природу, множество. Но большинство из них развиваются так долго (иногда не в одном поколении), что обойтись без лечения уже невозможно. К психосоматическим заболеваниям относятся, к примеру, диабет, астма, гипертония и другие, имеющие длинную историю развития. Без классического лечения здесь не обойтись, но и психологической поддержкой пренебрегать не следует.

КАКИЕ ФАКТОРЫ МОГУТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ ПСИХОМАТИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ?

  • Срыв привычного стереотипа поведения, т.е. смена обстановки или круга общения. 100 процентов детей, помещаемых в детские ясли, реагируют на это отрицательно. Плохо относится к посещению детского сада половина малышей. Четверть всех школьников испытывают отрицательные эмоции при посещении учебного заведения.  
  • Неправильный режим дня. Если вам встречаются родители, которые утверждают, что их ребенок, так же как и они, - "сова", поздно засыпает и поздно встает и все вроде бы хорошо, то это не так. Малышу длительный сон необходим!  
  • Неправильные воспитательные приемы. Пренебрежение ребенком, отказ от него или, наоборот, сверхзабота - все это неизбежно имеет негативные последствия.  
  • Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности - еще один фактор, который влияет на эмоциональную жизнь малыша. В разнообразных играх дети проявляют себя, что в определенной мере способствует созреванию их нервной системы.  
  • Односторонняя аффективная привязанность , т.е. зависимость от кого-либо или отсутствие понимания со стороны членов семьи. Например, бабушки проявляют излишнюю заботу, и, как правило, их сверхзабота оборачивается против них. Если они решат настоять на чем-нибудь, то негативная реакция ребенка на это обеспечена: "Как же так: хорошо относились, а сейчас плохо?"  
  • Отсутствие единого подхода к воспитанию малыша . Это, как правило, всегда вызывает отрицательные реакции (хотя бы в сравнении с другим подходом). У школьников отрицательные эмоции возникают вследствие неспособности справиться с учебной нагрузкой, враждебного отношения учителя и неприятия детским коллективом. Американские исследователи, изучая факторы, влияющие на эмоциональную жизнь детишек, выявили по меньшей мере 35 отрицательных факторов. Самыми сильными, по их мнению, в дошкольном возрасте становятся смерть, развод, разлука с родителями, т. е. факторы, касающиеся внутрисемейных отношений и отношения к ребенку вообще.  

Так что если устранить все эти неблагоприятные факторы и чаще прислушиваться к тому, чего вербально или невербально малыш хочет от вас, то с психосоматикой будет покончено раз и навсегда! Старайтесь прислушиваться к истинным нуждам ребенка.

ТОЛКУЕМ ЯЗЫК ТЕЛА

Попробуем разобраться в причинах заболеваний.  

Как объясняет психосоматика различные заболевания?  

  • Простая простуда, герпес - депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду, в школе, на работе).  
  • Кардиофибический невроз - часто следствие разрыва отношений на фоне глубокой привязанности.
  • Пароксизмальная тахикардия - контроль над чувствами, подавление их.  
  • Шок, обмороки, ужас - подавление реакции бегства.
  • Эссенциальная гипертензия (самое распространенное заболевание в экономически развитых зонах) - хроническое напряжение, невозможность разрядки, борьба со своей собственной враждебностью или страхом. 
  • Ишемия - гиперактивность, соперничество, потребность в признании в сочетании с жизненными провалами, крушениями надежд. 
  • Астма, бронхоспазм, отек Квинке - взросление ребенка создает опасность потерять благожелательность родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к конфликтным отношениям. 
  • Хронический кашель - снятие агрессии, кашель как невысказанный протест. 
  • Гастрит - депрессия на фоне отсутствия возможности добиться желаемого. 
  • Язва двенадцатиперстной кишки - утрата безопасности, возрастание ответственности, удар по честолюбию. 
  • Диарея - повышение требований со стороны окружающих. 
  • Гипертериоз (повышенная функция щитовидки) - готовность к действию, подавляемая страхом. 
  • Экзема - переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека. 
  • Нейродермит - высокая готовность к переживаниям, ощущение зависимости от более сильных личностей. 
  • Тик - повышение напряжения из-за требовательности родителей. 
  • Головная боль (без органических причин) - повышенное честолюбие, высокий уровень притязаний в сочетании с однообразной жизнью и неопределенностью будущего.  

В психосоматической клинике эффективность лечения зависит от слаженности и работоспособности врача, психотерапевта и самого пациента. Часто к процессу лечения привлекают лиц из ближайшего окружения заболевшего (родителей, детей, супруга, а иногда друзей и коллег), потому что взаимоотношения с близкими часто становятся основным источником энергии болезни. Наладьте их, и все исправится!

Нередко групповая психотерапевтическая работа с людьми, не знакомыми между собой, но имеющими сходные проблемы со здоровьем, дает более быстрый и надежный результат. 

Приобрести психосоматический целостный взгляд на природу здоровья, болезней и их взаимосвязи полезно родителям. Ведь у детей очень подвижное и гибкое отношение к себе и миру. Чего и вам желаем!