Когда все-таки приучать ребенка к горшку? По этому поводу существуют разные мнения. Попробуем разобраться.

Воспитание навыков гигиены – один из важных вопросов, который рано или поздно начинает волновать родителей. В литературе можно встретить противоречивые рекомендации, когда и как учить кроху пользоваться горшком.

Некоторые специалисты советуют мамам чутко улавливать сигналы крохи сразу после рождения. Другие уверены, что нет смысла пренебрегать такими явными плюсами цивилизации, как одноразовые подгузники, которые позволяют маме экономить силы и время.

Какой же точки зрения стоит придерживаться родителям? Рассмотрим этот вопрос с учетом возрастных особенностей ребенка.

Будьте начеку

Конечно, до сознательности в вопросах гигиены ребенку до года еще далековато. Вот те шаги, которые стоит предпринять.

  • Мама может научиться предугадывать время и безошибочно определять знаки, которые подает ребенок перед тем, как ему захочется на горшок. Такое умение ценно само по себе. Мама становится чуткой к потребностям крохи и наблюдательной, а это пригодится ей не только в обучении малыша навыкам гигиены, но и во многих других жизненных ситуациях.
  • Можно время от времени держать ребенка над горшком (ванной, тазиком), сопровождая это определенными звуками или словами, чтобы малыш быстрее усвоил понятия «туалет», «горшок», «пописать», «покакать».
  • Ни в коем случае не надо заставлять ребенка сидеть на горшке до тех пор, пока он не сделает свои дела. Но к тому времени, как малыш захочет этого, нужно, чтобы горшок появился в поле его зрения. Пусть он всегда стоит в доступном месте, причем желательно в одном и том же.
  • Избегайте брезгливости и не ругайте ребенка, если он «не успел». Когда малыш сделал что-то в неположенном месте, без особых эмоций объясните ребенку предназначение горшка, а если вдруг получилось – спокойно порадуйтесь вместе с ним. Ни в коем случае не надо «устаивать концерты», перед сидящем на горшке малышом либо кормить его в качестве ублажения или награды.
  • Для того чтобы малыш быстрее понял, что мокрые штанишки – это некомфортно, к моменту, как он начнет ползать, лучше по возможности в период бодрствования обходиться без памперсов.

 

Новый этап

Когда крохе исполнился год, он, как правило, легко осваивает навыки гигиены.

Что делать родителям?

  • Заведите специальную тряпку и определите место, где малыш всегда сможет ее найти. Ребенок на собственном опыте начинает понимать неприятность луж, когда он наступает в них и может намочить ноги или поскользнуться. Мама, переодевая малыша, сообщает ему: «Видишь, как неприятно ходить мокрым. Давай возьмем тряпку и вытрем лужу вместе». Покажите крохе горшок, объясните его предназначение и на несколько секунд высадите на него малыша.
  • Вовремя напомните ребенку о том, что ему нужно в туалет, когда вы увидите, что ему уже пора.
  • Отложите на время свои просьбы, если у малыша что-то не получается. Скорее всего, он еще не готов. Вернитесь к обучению позже, например через месяц.
  • Родители делают большую ошибку, когда начинают ориентироваться на «рекорды» других детей. Здесь следует применять гибкий индивидуальный подход.
  • В 1,5 года здорового ребенка уже обязательно надо начинать отучать от одноразовых подгузников, иначе можно пропустить важный период, когда формируется способность произвольного контроля сфинктеров.
  • Малыш, бегающий по дому голышом, проще учится навыкам гигиены. Раздеваться и одеваться – это ведь такая волокита, ничего не успеешь сделать! Когда в доме нет возможности убрать ковры и ковровые покрытия, ребенок, как правило, ходит в памперсах чуть дольше, а время окончательного освоения горшка отодвигается к возрасту, когда он в состоянии сам раздеться и одеться.

Как правило, после 2 лет родители забывают о существовании каких-либо проблем с горшком. Остаются только ночные неприятности, с которыми нужно потерпеть лет до трех. Но это уже совсем другая тема.

Всему свое время. Так когда же оно придет?

Для малыша процесс овладения горшком вовсе не так прост, как может показаться.

Цепочка умений и навыков выглядит следующим образом:

 

  • позыв сходить в туалет;
  • ощущение этого позыва самим ребенком;
  • произвольная задержка «процесса»;
  • путь на горшок;
  • умение снять одежду (кстати, голенький малыш может раньше научиться бегать на горшок, поскольку умение раздеваться и одеваться сложнее и требует помощи);
  • правильное усаживание на горшок;
  • расслабление удерживающих мышц;
  • опорожнение;
  • а теперь надо еще привести себя в порядок- вытереть попу или позвать кого-нибудь, чтобы одеться и убрать лужу, если вдруг промахнулся.