В нашей стране охрана здоровья граждан и исполнение юношами воинской обязанности возведены в конституционный ранг. В Конституции Российской Федерации определено, что здоровье граждан России охраняется (статья 7) и каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41).

 

Сегодня эффективное медицинское обеспечение юношей допризывных и призывных возрастов не представляется возможным без совершенствования системы медицинского обеспечения 15-17-летних в рамках соответствующего правового пространства. Обеспечение прав юношей в области охраны здоровья и исполнения ими воинской обязанности представляет собой комплекс методов и различных форм организаций, а также управление системой медицинского обеспечения юношей допризывного и призывного возрастов представителями различных ведомств, ответственных за реализацию данных прав, оздоровление подрастающего поколения и обороноспособность страны.

Наиболее важными технологиями обеспечение прав юношей допризывного и призывного возрастов являются следующие: меры правового и административного характера; меры образовательного и воспитательного характера; организация материально – технического обеспечения.

Меры правового и административного характера включают в себя законодательные документы, нормативные правовые акты, направленные на улучшение качества медицинского обеспечения подростков.

Меры образовательного и воспитательного характера включают подготовку и обучение медицинских работников, работников военкомата по вопросам санитарного просвещения населения и подготовке юношей по вопросам исполнения воинской обязанности. Активную роль играет средства массовой информации, представители образования, правоохранительных органов.

Полноценное материально – техническое обеспечение учреждений здравоохранения и военных комиссариатов позволит создать условия для реализации прав юношей допризывного и призывного возрастов. Сюда входят обеспечение подразделений современным оборудованием, высокотехнологическими технологиями и квалифицированными специалистами.

В целях правовой защиты и незаконного призыва или освобождения от призыва гражданина на военную службу врачи – специалисты, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления участвующие в медицинском обследовании, освидетельствовании юношей в связи постановки их на воинский учет, призывом на военную службу, должны знать. Что согласно статьи 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» лица, способствующие своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности или препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Право юноши на сохранения в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, составляющих врачебную тайну (Статья 61 Основ). Необходимо организовать хранение врачебно-экспертных документов и личных дел призывников в соответствующих условиях.

Право юноши на «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него».

Для обсуждения деонтологических принципов важным является создание медицинских этических комитетов при органах управления здравоохранением и учреждениях здравоохранения, в которые помимо врачей специалистов, наделенных правом решающего голоса, должны входить представители военных комиссариатов, общественности, юристы и педагоги. Коллегиальный анализ проблем в системе медицинского обеспечения юношей допризывного и призывного возрастов позволит разработать рациональное решение спорных дилемм правового, этико-деонтологического порядка.

Таким образом, система защиты прав юношей допризывного и призывного возрастов нормативно закреплена.