Более серьезный подход к проблеме предполагает еще более тщательное исследование, для чего психологи проводят психологическую диагностику. Диагностику проходят не только дети, но и их родители, которым выдается результат диагностики и рекомендации по дальнейшему общению с ребенком и оптимизации родительско-детских и семейных отношений. Диагностическая деятельность психологов предполагает сотрудничество с родителями, грамотное общение с которыми, позволяет нередко получить очень важную информацию о внутреннем мире ребенка.

 

В своей работе психологи поликлиники применяют различные виды методик (консультирование, индивидуальные и групповые занятия) и диагностики.

Комплексные образовательно-профилактические программы:

«Волна» для обучения диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции. Предназначено для реализации технологии функционального биоуправления при обучении диафрагмально - релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции и является образовательно-профилактическим. Обеспечивает приём и обработку физиологического сигнала, регистрируемого компьютерным индикатором «Волна».

«Экватор» для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по периферической температуре. является программно – аппаратным комплексом, который предназначен для обучения уменьшению напряжения по параметру периферической температуры и навыкам психофизиологической саморегуляции с использованием технологии функционального биоуправления (ФБУ).

В основе технологии ФБУ лежит закон биологической обратной связи (БОС). Технология позволяет быстро и эффективно осваивать механизмы произвольной саморегуляции, что значительно расширяет адаптационные возможности человека.

Занятия по программе «Экватор» способствуют решению следующих актуальных задач:

  • Оптимизация психофизиологического состояния;
  • Профилактика психосоматических заболеваний;
  • Нормализация психоэмоционального состояния;
  • Создание благоприятных условий для нервно – психического развития;
  • Профилактика стрессовых нарушений;
  • Коррекция и реабилитация при пострессовых нарушениях и подготовка к работе в условиях повышенных психоэмоциональных нагрузок.

В ходе этой работы улучшается общее психофизическое и психоэмоциональное состояние тренирующегося человека, формируется умение управлять своим состоянием, самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями и успешно преодолевать их.

«Комфорт» для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по комплексу параметров». Может использоваться в качестве программы индивидуального психологического сопровождения, а также метода коррекции психофизиологических, психоэмоциональных и логопедических нарушений у детей и взрослых. Обеспечивает благоприятные условия для развития ребёнка и успешной адаптации к школе, осуществляет коррекцию логопедических нарушений.

  • Оказывает помощь в решении таких задач как повышение концентрации внимания, работоспособности, произвольного контроля поведения, самооценки, снижение психоэмоционального напряжения при гиперактивности и повышенной агрессивности, обеспечение психологической поддержки в кризисные периоды возрастного развития.
  • Позволяет осуществлять комплексную коррекцию различных нарушений.
  • Создаёт условия для основного лечения, снижает психоэмоциональную нагрузку, укрепляет защитные силы организма.
  • Обеспечивает сопровождение лечения психосоматических и нервно – психических расстройств .

По подготовке детей к обучению в школе:

«Планета чисел». Развитие математических способностей и логического мышления.

«Баба-яга учится читать». Контроль внимания и памяти.

«Алик идет в школу». Развитие мышления, внимания и памяти.

Коррекционно-развивающие программы:

  1. «Каллейдоскоп человеческих эмоций». Проникновение в сферу эмоциональных переживаний, снижение тревожности, развитие коммуникабельности у подростков от 14 до 18 лет;
  2. «Территория свободная от страхов». Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение уровня страхов у детей от 7 до 11 лет;
  3. «Я открыт для доброты». Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение уровня агрессии у детей от 11 до 14 лет;
  4. «Я готовлюсь к школе». Развитие познавательных навыков у детей с низкой готовностью к школьному обучению, профилактика школьной дезадаптации и неуспеваемости у детей от 5 до 7 лет.

Данные коррекционные программы разработали и получили лицензии Министерства образования и молодежной политики Забайкальского края наши психологи.

Программы компьютерной обработки блока психологических тестов:

  1. «Диагностика готовности к школьному обучению». Оценка особенностей развития и готовности ребенка к обучению в школе. Данный блок применяется для определения готовности к школьному обучению и для выявления детей группы риска. При необходимости есть возможность разграничить отставание в развитии и проблемы социально – педагогической запущенности. Данная диагностика помогает оценить насколько ребёнок готов к обучению в школе, выявить особенности его развития и соответствия их возрастным нормам.
  2. «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптации первоклассников». Оценка памяти, внимания, мышления, восприятии, речи, личностный потенциал;
  3. «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста». Применение данного диагностического блока эффективно для выявления детей группы риска с целью оказания им своевременной помощи. В случае отклонений развития личности в подростковом возрасте повышается риск вовлечения подростков в противоправное поведение и употребление психоактивных веществ. Использование данного блока направленно на профилактику подростковой наркомании и преступности;
  4. «Диагностика родительско-детских отношений». Данная программа позволяет оценить степень нарушений в отношениях между родителями и ребёнком, возможные их причины.
  5. «Диагностика умственных способностей школьника». Оценка понятийных компонентов мышления учащегося;
  6. «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, и Ф Амен». Экспериментальное определение степени тревожности. Раскрывает внутреннее отношение ребёнка к определённой жизненной ситуации, даёт информацию о характере взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе, общения с другими детьми.
  7. «Многофакторный опросник Р. Кеттелла» (взрослый (форма А, В, С), подростковый, детский). Опросник направлен на диагностику особенностей личности человека. Позволяет определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя её характеристику со стороны межличностных отношений.
  8. «Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптация младших подростков (5-6классы)». Оценка качества и степень готовности ребенка к обучению в средней школе, уровень адаптации;
  9. «Диагностика развития понятийных форм мышления (методика В.М. Астапова)». Оценка основных компонентов понятийного мышления дошкольника;
  10. «Диагностика школьной адаптации». Выявление особенностей адаптации детей к учебному процессу;
  11. «Тест Р. Амтхауэра». Оценка общего уровня развития интеллекта и его отдельных компонентов;
  12. «Тест Э. Ландольта». Определение индивидуальных особенностей нервной системы, особенности внимания и переработки информации;
  13. «Диагностика родительства (методика Р.В. Овчаровой)». Родительская любовь и симпатия, позитивные родительские чувства;
  14. «Профориентационная система ПРОФИ- II (Профессиональное самоопределение в 8-11классах)». Комплексная оценка мотивационной и личностной счферы. Исследование интересов, склонностей, способностей, работоспособности;
  15. «Профориентационная система ПРОФИ – III (Первичная профориентация, профотбор». Диагностика личных свойств подростков и взрослых, их профессиональных предпочтений.

Терапевтические релаксационные программы:

  • «Куда уносятся мечты»;
  • «Океаны, горы, пустыни»;
  • «Затерянный мир»;
  • «Чудеса земли»;
  • «Очарование природы»;
  • «Тропические лагуны»;
  • «Водный мир».

Дополнительные лечебные упражнения:

Мотивы:

  • «Мотив гора»,
  • «Лабиринт»,
  • «Речей»,
  • «Мотив дом»,
  • «Связь с конфликтом» (лечебный).
  • «Куст розы».

Медитативные сказки:

  • «Золотой шар» о позитивных родительско-детских отношениях,
  • «Об идеальных отношениях между людьми», для беременных женщин,
  • «Бабочка» - реабилитация после болезни,
  • «Гномик» для засыпания.