Более серьезный подход к проблеме предполагает еще более тщательное исследование, для чего психологи проводят психологическую диагностику. Диагностику проходят не только дети, но и их родители, которым выдается результат диагностики и рекомендации по дальнейшему общению с ребенком и оптимизации родительско-детских и семейных отношений. Диагностическая деятельность психологов предполагает сотрудничество с родителями, грамотное общение с которыми, позволяет нередко получить очень важную информацию о внутреннем мире ребенка.
В своей работе психологи поликлиники применяют различные виды методик (консультирование, индивидуальные и групповые занятия) и диагностики.
Комплексные образовательно-профилактические программы:
«Волна» для обучения диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции. Предназначено для реализации технологии функционального биоуправления при обучении диафрагмально - релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции и является образовательно-профилактическим. Обеспечивает приём и обработку физиологического сигнала, регистрируемого компьютерным индикатором «Волна».
«Экватор» для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по периферической температуре. является программно – аппаратным комплексом, который предназначен для обучения уменьшению напряжения по параметру периферической температуры и навыкам психофизиологической саморегуляции с использованием технологии функционального биоуправления (ФБУ).
В основе технологии ФБУ лежит закон биологической обратной связи (БОС). Технология позволяет быстро и эффективно осваивать механизмы произвольной саморегуляции, что значительно расширяет адаптационные возможности человека.
Занятия по программе «Экватор» способствуют решению следующих актуальных задач:
- Оптимизация психофизиологического состояния;
- Профилактика психосоматических заболеваний;
- Нормализация психоэмоционального состояния;
- Создание благоприятных условий для нервно – психического развития;
- Профилактика стрессовых нарушений;
- Коррекция и реабилитация при пострессовых нарушениях и подготовка к работе в условиях повышенных психоэмоциональных нагрузок.
В ходе этой работы улучшается общее психофизическое и психоэмоциональное состояние тренирующегося человека, формируется умение управлять своим состоянием, самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями и успешно преодолевать их.
«Комфорт» для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по комплексу параметров». Может использоваться в качестве программы индивидуального психологического сопровождения, а также метода коррекции психофизиологических, психоэмоциональных и логопедических нарушений у детей и взрослых. Обеспечивает благоприятные условия для развития ребёнка и успешной адаптации к школе, осуществляет коррекцию логопедических нарушений.
- Оказывает помощь в решении таких задач как повышение концентрации внимания, работоспособности, произвольного контроля поведения, самооценки, снижение психоэмоционального напряжения при гиперактивности и повышенной агрессивности, обеспечение психологической поддержки в кризисные периоды возрастного развития.
- Позволяет осуществлять комплексную коррекцию различных нарушений.
- Создаёт условия для основного лечения, снижает психоэмоциональную нагрузку, укрепляет защитные силы организма.
- Обеспечивает сопровождение лечения психосоматических и нервно – психических расстройств .
По подготовке детей к обучению в школе:
«Планета чисел». Развитие математических способностей и логического мышления.
«Баба-яга учится читать». Контроль внимания и памяти.
«Алик идет в школу». Развитие мышления, внимания и памяти.
Коррекционно-развивающие программы:
- «Каллейдоскоп человеческих эмоций». Проникновение в сферу эмоциональных переживаний, снижение тревожности, развитие коммуникабельности у подростков от 14 до 18 лет;
- «Территория свободная от страхов». Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение уровня страхов у детей от 7 до 11 лет;
- «Я открыт для доброты». Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение уровня агрессии у детей от 11 до 14 лет;
- «Я готовлюсь к школе». Развитие познавательных навыков у детей с низкой готовностью к школьному обучению, профилактика школьной дезадаптации и неуспеваемости у детей от 5 до 7 лет.
Данные коррекционные программы разработали и получили лицензии Министерства образования и молодежной политики Забайкальского края наши психологи.
Программы компьютерной обработки блока психологических тестов:
- «Диагностика готовности к школьному обучению». Оценка особенностей развития и готовности ребенка к обучению в школе. Данный блок применяется для определения готовности к школьному обучению и для выявления детей группы риска. При необходимости есть возможность разграничить отставание в развитии и проблемы социально – педагогической запущенности. Данная диагностика помогает оценить насколько ребёнок готов к обучению в школе, выявить особенности его развития и соответствия их возрастным нормам.
- «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптации первоклассников». Оценка памяти, внимания, мышления, восприятии, речи, личностный потенциал;
- «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста». Применение данного диагностического блока эффективно для выявления детей группы риска с целью оказания им своевременной помощи. В случае отклонений развития личности в подростковом возрасте повышается риск вовлечения подростков в противоправное поведение и употребление психоактивных веществ. Использование данного блока направленно на профилактику подростковой наркомании и преступности;
- «Диагностика родительско-детских отношений». Данная программа позволяет оценить степень нарушений в отношениях между родителями и ребёнком, возможные их причины.
- «Диагностика умственных способностей школьника». Оценка понятийных компонентов мышления учащегося;
- «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, и Ф Амен». Экспериментальное определение степени тревожности. Раскрывает внутреннее отношение ребёнка к определённой жизненной ситуации, даёт информацию о характере взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе, общения с другими детьми.
- «Многофакторный опросник Р. Кеттелла» (взрослый (форма А, В, С), подростковый, детский). Опросник направлен на диагностику особенностей личности человека. Позволяет определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя её характеристику со стороны межличностных отношений.
- «Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптация младших подростков (5-6классы)». Оценка качества и степень готовности ребенка к обучению в средней школе, уровень адаптации;
- «Диагностика развития понятийных форм мышления (методика В.М. Астапова)». Оценка основных компонентов понятийного мышления дошкольника;
- «Диагностика школьной адаптации». Выявление особенностей адаптации детей к учебному процессу;
- «Тест Р. Амтхауэра». Оценка общего уровня развития интеллекта и его отдельных компонентов;
- «Тест Э. Ландольта». Определение индивидуальных особенностей нервной системы, особенности внимания и переработки информации;
- «Диагностика родительства (методика Р.В. Овчаровой)». Родительская любовь и симпатия, позитивные родительские чувства;
- «Профориентационная система ПРОФИ- II (Профессиональное самоопределение в 8-11классах)». Комплексная оценка мотивационной и личностной счферы. Исследование интересов, склонностей, способностей, работоспособности;
- «Профориентационная система ПРОФИ – III (Первичная профориентация, профотбор». Диагностика личных свойств подростков и взрослых, их профессиональных предпочтений.
Терапевтические релаксационные программы:
- «Куда уносятся мечты»;
- «Океаны, горы, пустыни»;
- «Затерянный мир»;
- «Чудеса земли»;
- «Очарование природы»;
- «Тропические лагуны»;
- «Водный мир».
Дополнительные лечебные упражнения:
Мотивы:
- «Мотив гора»,
- «Лабиринт»,
- «Речей»,
- «Мотив дом»,
- «Связь с конфликтом» (лечебный).
- «Куст розы».
Медитативные сказки:
- «Золотой шар» о позитивных родительско-детских отношениях,
- «Об идеальных отношениях между людьми», для беременных женщин,
- «Бабочка» - реабилитация после болезни,
- «Гномик» для засыпания.