Большинство шестилеток с радостью ждут 1 сентября. Но некоторые не горят желанием идти в школу. Почему?

Родители ищут школу для своего ребенка загодя. В 4-5 лет почти все уже пристраивают свое чадо в подготовительные группы. Но случается, что после интенсивной подготовки интерес малыша к школе почти угасает. Почему?

 

Не ругай меня, мама! В обычном детском саду проводят комплексное исследование готовности к школе. Перед психологом сидит 6-ти летний Рома. Через полгода, 1 сентября, ему предстоит идти в школу, а значит, надо проверить, готов ли он к обучению. Рома заметно напряжен и взволнован. Что вызывает такое волнение, ведь он очень умный мальчик и прекрасно знает психолога?

- Я тебе сейчас прочитаю 10 слов, а ты повтори те, которые запомнишь, - просит психолог.

Рома начинает повторять, но голос его неуверен и тих. То же самое повторяется и на других тестах: иногда Рома не может начать говорить, не его глаза наворачиваются слезы, и только после одобрения он выполняет задания… практически без ошибок! У мальчика хорошо развита рука, уже сейчас она полностью готова к письму. У него замечательное образное мышление: детей с таким же результатом по тесту на творческое воображение вообще можно пересчитать по пальцам. Но у мальчика слишком высока личностная тревожность. Вести себя увереннее ему мешает страх. Откуда он взялся? Психолог спрашивает: - Рома, а ты в школу идти хочешь? – Нет! – с каким-то безнадежным протестом восклицает мальчик. – А почему? – спрашивает психолог. – Потому что там уроки будут сложные и примеры большие нужно будет, решать. Еще боюсь, что двойку поставят,- с тоской говорит Рома.

Но ведь у мальчика достаточно высокий уровень развития, чтобы справиться с заданиями первого класса! Ему это вполне под силу, так почему же он уверен в обратном? У психолога появляется гипотеза…

-Рома, а дома тебя часто ругают? – Часто. Мня папа даже ремнем бьет, - глаза мальчика полны слез. – За что же? - Если я плохо напишу или к маме пристаю, - Рома едва сдерживается. – А часто ли тебя хвалят? - Иногда. Когда прочитаю хорошо и не безобразничаю, - более спокойно отвечает он.

Честно говоря, безобразничающего Рому трудно представить. В группе он ведет себя как паинька, и у воспитателя нет никаких поводов для недовольства. В 3 года он был подвижный ребенок, в меру хулиганистый, но веселый и живой. Сейчас же мальчик похож на маленького загнанного в угол зверька, настолько он всегда насторожен и напряжен.

Конечно, психолог говорил с ним, рассказал, что в первом классе двоек, и вообще оценок не ставят. Решили даже несколько примеров из программы первого класса, и самый трудный из них оказался Роме по силам, на что психолог обратил его внимание. Поговорили о том, что все задания он выполнил на «4» и «5» и что у него очень умная голова, вот только бы ему быть чуть-чуть посмелее!

Почему он не хочет? Сегодня к первоклассникам предъявляют гораздо более высокие требования, чем 20 лет назад. Ребенок, едва достигший 7 лет, должен иметь развитую память, логическое мышление и внимание. Ему нужно обладать хорошо развитой моторикой, которая определяет уровень, насколько быстро и хорошо он научится писать. Предполагается, что ребенок уже умеет читать, считать, рассказывать по картинке, у него объемный багаж общих знаний.

Родители, услышав о таких драконовских требования, стремятся отдать свое чадо на курсы подготовки к школе. Конечно, это неплохо. Особенно, если учесть тот факт, что сами родители зачастую не могут комплексно подготовить ребенка. У них нет специальных знаний и часто – просто времени. В группах подготовки к школе детишкам обычно задают домашние задания. Выполнение их считают как бы ни обязательным (и не должно быть таковым!). Но на деле, если ребенок не выполнит задание, его по головке не погладят. Поэтому в каждой второй семье, где есть дошкольник, периодически разворачиваются баталии. Ребенок не хочет садиться за уроки, он жаждет играть. Мама настаивает, ругается, папа грозит ремнем. Испуганный малыш садится за стол. Однако цифры, буквы и узоры получаются кривовато, буквы не хотят складываться в слова. Родители закипают: «Да он просто ленится! Не желает заниматься! Мы деньги платим, а он!». И обрушивают на ребенка весь свой гнев. Кто словесный, а кто и физический. Но взрослые в этом случае абсолютно неправы. Ребенок не виноват. Дело в том, что такое поведение полностью соответствует его возрасту. По своей сути он еще дошкольник. А ведущая деятельность у детей в таком возрасте – игра. Это удовольствие, то, что интересно и потому ребенок может посвящать игре много времени. Именно в игре дошкольник развивает и память, и внимание, и воображение. «Отыгрывает» свои страхи, сложные жизненные ситуации и ищет выходы из них. Для малыша этого возраста на первом месте все еще остается слово «хочу», а вовсе не слово «надо». Конечно, чем старше становится ребенок, тем легче ему заставить себя заняться чем-то, что ему не так интересно. Легче, вовсе нелегко.

Педагоги на курсах подготовки к школе стараются учитывать все это: занятия проходят в игровой, интересной и близкой для ребенка форме. Потому дети обычно с удовольствием посещают эти занятия, ждут их. Но придя домой, ребята ни за что не хотят выполнять задания. Почему? Потому что родители стремятся усадить их за стол именно со словами «надо» и, не дай Бог, с ремнем за спиной. Родители грозят: «Вот не будешь делать уроки, дворником станешь!». Или: «В школу пойдешь, будешь одни двойки получать, раз заниматься не хочешь!». Постепенно в голове у ребенка формируется темный, угрожающий, пугающий образ школы и учителя. У таких детей психологи диагностируют высокий уровень внутренней тревожности, а также полное отсутствие желания идти в школу.

Завышенная планка. Ситуация становится еще хуже, если родители ругают или физически наказывают ребенка за плохое, по их мнению, выполнение задания. Часто родители выходят из себя, слыша, как малыш не может сложить буквы в слоги и прочитать слово. Или когда они видят корявенькие буквы и цифры в тетрадках. Какими только эпитетами не награждают любящие папы и мамы своих детей: «Бездарь! Тупица! Бестолковый!». Возможно, родители искренне думают, что именно таким способом смогут настроить ребенка на лучшее выполнение задания. Но добиваются противоположного результата: малыш не только не улучшает свои результаты, но начинает соображать еще хуже. Зачастую. Родители предъявляют завышенные требования к ребенку. Именно это и проявилось в истории с Ромой. Тесты показали хорошую подготовленность мальчика к школе, как в области письма, так и выполнения устных заданий. А родители неизменно наказывали своего малыша, поскольку его результаты не совпадали с их «стандартами». Всем родителям, безусловно, хочется видеть каллиграфическое написание букв, цифр и узоров и слышать выразительное чтение. Но это невозможно в 5-6 лет! Только ближе к 7 годам среднестатистический ребенок начинает читать по слогам более-менее уверенно. В психологических тестах чуть кривоватые и неуверенные линии в заданиях «Обведи по точкам!, а тем более при самостоятельном изображении не считаются ошибкой. Более того, в тесте «Графический диктант» неровные, дрожащие линии, «грязь» не вызывают снижения оценки. Хотя именно повышенной аккуратности родители обычно требуют от детей.

Боюсь до дрожи. Ребенок, которого часто ругают или даже бьют за «плохо» сделанную работу, начинает бояться браться за любое задание, потому что заранее страшится наказания. Это отражается на мышечном тонусе: мышцы руки и пальцев оказывается, настолько напряжены и спазмированы, что ни о каком успешном выполнении письменных заданий и речи не может быть. Перенапрягаются и голосовые мышцы, и вот уже ребенок не может прочитать предложение, а его голос становится тихим, дрожащим и сдавленным. Не говоря уж о том, что главная мысль бьется в голове: «Как бы опять не наказали!». А для успешных занятий у малыша должен быть совсем другой настрой: уверенность, интерес, желание узнать что-то новое и интересное. Но все это парализуется страхом перед неизбежным наказанием. Малыш неоднократно слышал от родителей и воспитателей, что в школе труднее, чем в саду, надо делать уроки и могут поставить двойку. Но если уже сейчас будущего первоклассника ругают или даже бьют за плохо сделанные уроки, то это страх распространяется на школу: «Не хочу и боюсь идти в школу, потому что могу получить двойку, а потом ремнем от папы». Ребенок привыкший слышать окрик или получать подзатыльник за неверный ответ, будет бояться открыть на уроке рот и предпочтет либо молчать, либо сказать «не знаю», лишь - бы не ставить себя под угрозу. Однако скоро школьник поймет: за молчание или «не знаю» можно гарантированно получит ту оценку, которую боишься больше всего. Возможно, также, что дети, которые знают и молчат, боятся агрессии со стороны учителя. Они уже привыкли к ней, пока занимались с родителями дома. Ребенок попадает в ситуацию, когда он и ответить боится, и не ответить не может. Эта ситуация стрессовая, и она провоцирует хроническую школьную неуспеваемость, невротические симптомы (нервные тики, навязчивые движения для самоуспокоения), а также повышенную заболеваемость (когда болеешь, в школу ходить не надо). Именно так родители добиваются того, чтобы их ребенок не хотел идти в школу, у него была высокая внутренняя тревога, чтобы он потерял доверие к самым близким людям (своим родителям), и в конечном итоге стал неуспешным учеником.

Для того, чтобы иметь хороший школьный старт, ребенок должен хотеть идти в школу, ждать этого события с нетерпением. Если он изначально негативно настроен к школе, то вряд ли будет комфортно чувствовать себя в ней и хорошо учиться.

Благие намерения. А что же Рома? У него замечательно умная голова и хороший потенциал развития, чтобы стать одним из первых учеников в классе. Нет главного: мудрой позиции родителей. Пока его запугивают, он не сможет хорошо учиться, хотя именно этот метод родители считают более эффективным. На уроке вместо того, чтобы бойко ответить, он будет бороться с наворачивающимися на глаза слезами и отчаянно сомневаться: а правильный ли он даст ответ? Если вдруг ошибется, то не поставят ли ему двойку? А с ней домой лучше не ходить. И вот уже Рома весь во власти страха. Даже если он осмелится ответить, его голос будет так тих и неуверен, что учителю придется приблизиться к нему, чтобы хоть что-то расслышать, а это парализует остатки его воли.

Учитель, любящий детей, поймет, что проблема мальчика вовсе не в незнании или отсутствии подготовки, а в парализующем его страхе. Про таких ребят учителя говорят: «Знает, но молчит». Но школа есть школа, и в ней достаточно жесткие требования. Рома окажется плетущемся в хвосте, а это, скорее всего, вызовет еще большую агрессию со стороны родителей. А ближе к подростковому возрасту его проблемы только усилятся. Именно таким неуклюжим способом можно сделать из умного, потенциально успешного ребенка дрожащего невротика, который боится выполнить задание или ответить на уроке.

Хочется сказать родителям: Вы любите своих детей и желайте им только хорошего. Будьте же критичны, и прежде всего по отношению к самим себе. Многие детские проблемы усердно «взращиваются и удобряются», как ни прискорбно, именно родителями. Начиная подготовку к школе, не форсируйте события и старайтесь до поры до времени превратить все в увлекательную игру. Пробудив интерес к школе у малыша, вам надо будет потом только подпитывать его.