С 1998 года в поликлинике оказывается психологическая помощь детям разного возраста и их родителям.
Работают два психолога, имеющих высшее педагогическое образование по специальности «Психология» и прошедших профессиональную переподготовку по клинической (медицинской) психологии. Они владеют различными методами психологической профилактики, психологической диагностики, психологической коррекции и психологической консультации.
Психологи дополнительно проходили подготовку для работы с детьми, имеющими какие-либо отклонения в развитии, как легкие, так и выраженные. Они работают в одной команде вместе с неврологами, эндокринологом, аллергологом, логопедом, помогая детям с проблемами в развитии: синдром гиперактивности и дефицита внимания, задержка развития моторной, речевой сферы; детям с школьными проблемами; часто болеющим и ослабленным хроническими соматическими заболеваниями.
В своей работе психологи руководствуются нормативными документами МЗ РФ и МО РФ. Непосредственно подчиняются заведующей отделением медицинской профилактики. Принимаются на работу и увольняются главным врачом. Психологи осуществляют прием пациентом по графику, утвержденному главным врачом.
Прием проводится в специализированном кабинете, в состав которого входит кабинет приема психолога и сенсорная комната. Кабинет является основным «рабочим» местом психологов. Кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, методическим материалом и нормативными документами.
Кабинет предназначен для работы с детьми и подростками по всем параметрам психологической службы:
- для диагностики психического статуса ребенка и последующей коррекции;
- для обеспечения ребенку возможности почувствовать и осознать свои проблемы, связанные с личностным ростом, межличностными отношениями и с формированием картины мира и мировоззрения;
- для коррекционной работы с детьми, имеющими индивидуальные проблемы.
- для родителей детей, имеющих те или иные проблемы поведения и развития.
Родители детей дошкольного и подросткового возраста, имеющих проблемы эмоционально-личностного и поведенческого характера, могут воспользоваться консультацией психолога по следующим вопросам:
- Выбор оптимальных методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка (компьютерная диагностика);
- Решение различных поведенческих проблем:
- Физическая агрессивность, озлобленность, враждебность.
- Чрезмерная активность.
- Заторможенность, расторможенность.
- Странное необъяснимое поведение.
- Решение эмоциональных проблем:
- Беспокойство, возбуждение, эмоциональная лабильность,
- повышенная чувствительность, деморализация.
- Состояние тревоги, страха, эмоциональное состояние шока.
- Нарушения эмоционально – волевой сферы (плаксивость, раздражения, депрессия, апатия и др.)
- Школьная неуспеваемость и дезадаптация, отсутствие мотивации к обучению, синдром дефицита внимания, памяти, нарушение мышления, восприятия;
- Трудность в общении со сверстниками, учителями, родителями;
- Реакция на стрессовую ситуацию (развод родителей, смерть близких, состояние горя, рождение братика или сестрички, смена школы и т.д.);
- Психосоматические состояния: частые «простудные заболевания», головные боли, боли в животе, тики, энурез, онкопрез, хронические заболевания (сахарный диабет, бронхиальная астма, ДЦП и т.д.);
- Психологическая готовность к школе;
- В период подготовки и адаптации ребенка к детскому саду;
- При возникающих зависимостях (курение, наркотики, компьютерная зависимость – игромания);
- Если ребенок или подросток отказывается принимать пищу (это присуще девочкам подросткового возраста и приводит к анорексии); или наоборот, страдает булимией, что, в конечном счете, как и анорексия приводит к нарушению обмена веществ, неправильному физическому и половому развитию;
- Если у ребенка задержка речи, мышления, моторики;
- Возрастные кризисы;
- Обследование с целью выявления отклонений.
На консультации психолог помогает родителям выбрать эффективную тактику поведения в сложившейся ситуации, составляет программу возможной дальнейшей психологической работы с ребенком или всей семьей.
Примечательно, что отношения с психологом отличаются от привычных отношений с врачом. Родители и ребенок выступают не как пассивные объекты воздействия, т.е. не нужно ожидать, что вы получите готовые советы по поводу выхода из проблемной ситуации, или с вами или с ребенком «что-то сделают и проблема исчезнет». Пациент в этом случае равноправный и активный участник процесса.