Так называют периоды, когда ранее милый, ласковый ребенок становится непослушным, капризным, упрямым. Переход от одного периода детства к другому совершается скачкообразно, количественные изменения переходят в качественные. Это относится к перестройке внутренних органов и к развитию психики, что иногда приводит к неустойчивости, ранимости ребенка, временной дезадаптации.

 

Рост и развитие детей – процессы неизбежные. Но смена этапов может пройти незаметно, безболезненно, если родители будут своевременно овладевать родительским опытом. Главное отличие в поведения малышей в период кризиса – это то, что они уже не хотят жить по-старому, а по-новому еще не умеют. Им приходиться заново приспосабливаться к окружающему миру и учиться владеть собой.

Строго говоря, первым кризисом будет рождение, когда ребенку приходиться адаптироваться к резкому изменению условий существования. В младенческом возрасте все более властно заявляет о себе социализация ребенка.

Следующий этап – переход к раннему детству (от 1 года до трех лет), когда возникает кризис первого года жизни.

В конце первого – начале второго года ребенок, которого не поняли или в чем-то ему отказали, может закатить истерику: падает, начинает неистово кричать, бьет ногами об пол. Чувства у малышей еще не управляемы.

К началу второго года дети, как правило, начинают ходить. Мир перед ними расширяется, они активно используют все, что попадает в поле зрения. Если им препятствовать, говорить постоянно «нельзя», одергивать – конфликты неизбежны. Пока ребенок лишен свободы передвижения, его потребности осуществляются руками взрослых, а теперь малыш пытается действовать самостоятельно. Конечно, не все у него получается. Но если родители его понимают и стараются пойти на встречу, поощряя его самостоятельность и до минимума, ограничивают запреты, мирная жизнь будет обеспечена.

Лекарства не помогут там, где нужен поиск педагогических методов

Подавить эмоции можно, но принесет ли это пользу ребенку?

Чтобы уберечь ребенка от ушибов, надо научить его падать, дать возможность приземляться на мягкой, а затем на более жесткой подстилке. Обычно дети инстинктивно изгибаются, оберегая голову, как при падении на спину, так и на животик.

Если из комнаты нельзя удалить «опасные» предметы, познакомьте с ними ребенка. Дайте возможность ощупать и осмотреть все блестящее. Можно позволить ему уколоться, чтобы научился избегать неприятных вещей.

Потребность ребенка в общении приводит к развитию речи. Первые слова он понимает во втором полугодии, произносит – к концу первого года, а вначале второго речь развивается более быстрыми темпами.

 

Но речью ребенок еще не овладел, и его попытки объясниться с окружающими могут встретить непонимание, а значит, эмоциональную реакцию недовольства.

Порой родителей тревожит задержка в развитии речи. Речь может не развиваться, если ребенок не испытывает в ней потребности. Говорить тогда незачем и не о чем. Легче всего запоминаются и понимаются те слова, которые связаны с предметами, действиями, игрушками.

Когда ребенку показывали и называли предмет, используемый в игре, ребенок усваивал слово в течение дня. Для развития речи важно постоянно разговаривать с ребенком при кормлении, одевании, игре. Особенно легко запоминаются слова, если они включаются в увлекательное действие. И уже совсем не разумно коверкать слова, якобы приспосабливаясь к детскому языку. Нет, слова надо произносить четко, ясно и, как правила, ласково. Ребенок лучше усваивает эмоционально украшенную речь.

Кризисы детства не подчиняются точному графику. Дело не в точных датах, а в особенностях поведения детей в том или ином возрасте.

Кризис может доставлять много волнений родным. Резкое изменение поведения, противодействие, враждебное отношение к родным дают серьезный повод для предположения о начале болезни. Только тщательное изучение не только поведения ребенка, но и психологической атмосферы его окружения позволяет прийти к правильному выводу.

Нельзя забывать и об опасностях сильнодействующих воспитательных мер. Возможности ребенка сдерживать аффекты еще очень незначительны. Сохраните упрямство, грубость, деспотизм и вырастет невыносимый человек: черствый, эгоистичный, ненадежный. Однако решительное подавление их может превратить ребенка в пассивного человека: забитого, неуверенного в себе, робкого. Выход в преобразовании эгоизма в чувство собственного достоинства.

Уважайте ребенка и требуйте уважения к себе!

Конечно, реализовать хорошие советы далеко не просто. Как, например, поступать с капризами крохи? Твердая решимость не потакать может превратить ребенка в покорное, безвольное существо, а может и закалить его в серии сражений и сформировать дерзким, озлобленным, своевольным. Если избегать столкновений и выполнять прихоти, дети вырастут неуживчивыми, неприспособленными к реальной жизни. Привыкшие брать, они нигде не смогут приспособиться и будут считать себя обманутыми.

Единого воспитательного рецепта нет! Прежде всего, попытайтесь определить «цену» капризами и предугадать силу противодействия ребенка при отказе. Если вы не уверены в своей твердости, то лучше отступите сразу. Иногда лучше не заметить каприза, переключить внимание ребенка на что-нибудь привлекательное. Всякий отказ лучше смягчить предложением: «Это нельзя, а вот это можно!» ребенок тоньше реагирует на ваше поведение и эмоциональную реакцию, чем слова. Убедившись в вашей непреклонности, в следующий раз он не будет понапрасну упорствовать. Разговаривайте ласково, спокойно, уверенно. Нельзя забывать и о том, что ребенок готов сотрудничать со взрослым, если ему разрешить действовать вместе с ним. Он ведь к этому стремится.

Ограничителем детских желаний остаются одобрение, похвала, но и порицание тоже.