Компьютеры – это, конечно, хорошо. «Новые возможности», «необходимое знание», «в ногу со временем»… Однако нельзя забывать об одной существенной детали: компьютеры и все, что с ними связано, - это бизнес. Не случайно Билл Гейтс – этот бог современного компьютерного мира – стал самым богатым человеком в мире. А бизнес, как известно, преследует одну цель – заработать, а на чем и за счет чего, его интересует в самую последнюю очередь. К сожалению, в этой очереди оказались наши дети, и кое-кто наживается на их здоровье.

Что же такое компьютерные игры? Это специальные компьютерные программы, которые выводят на экран картинку, превращая тем самым экран в поле игры. Это своего рода настольная игра, но впечатляющая и достаточно сложная.

Компьютерные игры условно можно разделить на три группы: первая – традиционные игры в компьютерном исполнении (карты, шахматы, морской бой и др.); вторая – «стрелялки», где играющий сражается с виртуальным противником при помощи самого разнообразного оружия; третья – игры, нацеленные на приобретения самых различных «богатств»

Чему же учат эти игры детей? Даже игра в шахматы с компьютером лишает самого главного – общения, без которого любая игра становится сущим недоразумением. Если же вести речь о «стрелялках» и виртуальном обогащении, то вывод здесь напрашивается сам собой: детей учат агрессии и получении «нетрудовых доходов». Последствия здесь не только «общественно значимые», но и значимые с медицинской точки зрения.

Зачастую дети, погружаясь в виртуальный мир, не могут ему сопротивляться. Они еще не имеют достаточных психологических защит, а потому превращаются в настоящих невротиков – со страхами, приступами тревоги, болезненным раздражением, ночными кошмарами, навязчивыми состояниями и т. п. В более тяжелых случаях у детей развиваются «компьютерные психозы», которые характеризуются

Галлюцинациями, ощущением заговора, преследования, опасностью.

Что может развивать в ребенке компьютерная игра? Она, безусловно, способствует увеличению скорости реакции, тренирует память, развивает воображение ребенка. Но это происходит в очень узком диапазоне жизни и отнюдь не означает, что ваш ребенок начнет лучше учиться и быстрее осваивать учебный материал. По ряду отягощающих причин компьютерные игры будут иметь прямо противоположный эффект.

По сути, весь смысл компьютерной игры сводится к запоминанию, где и как нужно повернуть «мышь» или на какую клавишу нужно нажать в данный момент. Потому очевидно, что утверждение, будто подобная практика сильно развивает вашего ребенка, сильно преувеличено.

К чему же в реальности приводит пристрастие ребенка к игре на компьютере?

Первое: речь идет именно о пристрастии, о зависимости, причем очень сильной. Подчас ничто не может отвлечь ребенка от компьютера. Ребенок начинает вести себя, как настоящий наркоман: он думает только о компьютерных играх, говорит только о них. Таскает деньги, чтобы попасть в компьютерный клуб, тратит на игру все свое время, прогуливает школу, недосыпает.

Второе: компьютерные игры оказывают самое неблагоприятное влияние на психику ребенка. Он становится напряженным, испытывает чувство тревоги, эмоционально неуравновешенным, озлобленным. У детей нарушается сон, зачастую им снятся кошмары, содержание которых почерпнуто из компьютерных игр. Это болезненное общение с компьютером делает ребенка замкнутым, он астенизируется, не может сосредоточиться на учебе.

Третье: все это сказывается и на физическом состоянии ребенка. Он перестает уделять внимание спорту, физическим нагрузкам, подрывает свое здоровье постоянным пребыванием за экраном компьютера (мерцание экрана, излучение и т. п.).

Родителям очень важно осознать, что их ребенок попал в зависимость от компьютера. Разъяснить ребенку пагубность данной привычки практически невозможно, тактика запрета оказывается малоэффективной. Все это делает необходимым обращение к специалисту – детскому психиатру или психологу.

Лучше, конечно, предупредить возникновение этой зависимости, чем потом с ней бороться.

Для этого необходимо, чтобы на домашнем компьютере просто не появлялись игровые программы. С самого начала ребенка нужно ориентировать таким образом, чтобы компьютер воспринимался его сознанием как способ или форма работы, но не как развлечение. Зачастую родители просто не желают тратить время, чтобы учить ребенка работе на компьютере, а потому полагаются на то, что он обучится этому сам.

Игра, конечно, быстро научит малыша пользоваться компьютером и стучать по клавишам, но издержки этого обучения слишком серьезны. Детская психика еще не сформирована, она находится в развитии и весьма податлива, тем более на искушения. Именно поэтому она нуждается в бережном и тщательно выверенном к себе отношении.