По существу, компьютерной проблемы нет. Есть другое — вопрос взаимоотношений взрослого человека и ребенка.

Сколько копий сломано в спорах о компьютере. Чего от него больше — пользы или вреда? Однозначного ответа нет! А страсти продолжают кипеть. Вот что пишет нам Марина из Москвы: „Моему ребенку уже 6 лет, осенью пойдет в школу. Муж предлагает подарить сыну компьютер. Наш Максимка год ходит в кружок „Информатика для малышей", и занятия ему очень нравятся. Но не рано ли делать такой подарок?"

 

Разные взгляды на проблему

Нужен ребенку компьютер или нет — вопрос уже не обсуждается. Как не обсуждается и другой вопрос — нужны ли автомобили, если на свете есть лошади. Компьютер ребенку нужен (потенциально!) — с этим согласны все родители. Но в каком возрасте и на каких условиях допускать детей к этой полезной технике? С автомобилями все ясно: до 18 лет никто права не вручит, даже если папа и обучил сына или дочь крутить руль, а чадо вызубрило правила движения. С компьютером все сложнее. Тут каждая семья сама решает, когда ребенка пора к нему приобщать. Одни считают: чем раньше, тем лучше. Позиция других прямо противоположна. Причем аргументы „за" или „против" мало зависят от того, является ли сам родитель активным пользователем. Отдельно опрашивали тех мам и пап, чьи дети увлекаются компьютерными играми. Здесь царило полное единодушие. На вопрос, что вас беспокоит больше всего, отвечали одинаково:

  • сын или дочка подрывают свое здоровье;
  • ребенок убивает время. Почему мы об этом подробно говорим? Такие мелкие „разночтения" становятся зачастую поводом для крупных семейных споров и обид. Давайте попробуем спокойно (по-взрослому!) во всем разобраться. Посчитаем плюсы и минусы, а затем решим, что делать.

Посчитаем плюсы

При правильном подходе компьютер (телевизор и игровые приставки) может стать помощником — хорошим подспорьем как для детей, так и для мудрых родителей. И вот почему.

  • Компьютер и К0 помогут крохе увидеть все великое разнообразие мира, а потом, когда ребенок повзрослеет, даже сделать выбор жизненного пути.
  • Компьютер и К0 способствуют развитию творческого воображения, которое в школьные годы, к сожалению, зачастую гасится стандартной общеобразовательной системой.
  • Те же компьютерные игры тренируют память, увеличивают скорость реакции (ведь надо запомнить, на какую кнопку нажать, куда развернуть мышку, и сделать это в считанные секунды). Правда, развитие идет в довольно-таки узком коридоре...

Чему еще научится ребенок благодаря компьютеру?

  • Схватывать информацию буквально на лету.
  • Воспринимать проблему (задачу) в целом и искать пути ее решения.
  • Быстро ориентироваться и быстро действовать — и руками, и головой.
  • Быть упорным (в самом хорошем смысле слова): делая попытку за попыткой, не сдаваться и идти к цели.

Виртуальный мир может стать для вашего ребенка и игрой, и учением одновременно. Здесь малыш получает массу впечатлений, его чувства обостряются, а эмоциональная вовлеченность помогает лучше усвоить и запомнить новый материал.

Благодаря компьютеру можно осваивать новое, не выходя из дома, причем в темпе, который ребенку удобен и доступен. А это, согласитесь, комфортно. Компьютер не критикует. Он лишь указывает на ошибки, как бы предлагая: тренируйся, работай дальше, будь упорен — и все у тебя получится. Он не обескураживает, не заставляет краснеть и пугаться, когда что-то не получается. Не вышло? Никто не осудит, можно повторять, шаг за шагом поднимаясь на новый уровень. А это важно для успешного обучения!

Однако обучение — еще не все. Дети старше 10 лет (одни раньше, другие позже) начинают отдаляться от родителей. И тут современные информ-технологии помогут нам наладить контакт, найти точку соприкосновения, сблизить взрослых и детей, особенно если компьютерное хобби становится общесемейным.

Посчитаем минусы

По мнению психологов, часы, проведенные в общении с компьютером, могут стать причиной неадекватных реакций ребенка в дальнейшем. Примеров немало.

Нарушается чувство самосохранения. Ребенок запросто отождествляет себя с героем. А у виртуального героя много жизней. Подумаешь, пропал — погиб в одной! Программу можно перезагрузить и начать все заново. Малыша это и сбивает с толку, и оптимизирует одновременно. У активного игрока легко теряется чувство реальности. Сначала юный человек должен понять: есть вещи, которые нельзя изменить, как нельзя втянуть в тюбик выдавленную зубную пасту. Такие понятия приобретаются только в реальной жизни, реальным опытом.

Остается „непройденный материал". Когда ребенок растет, он словно бы поднимается по лесенке. На каждой возрастной ступеньке — свои задачи, которые малыш должен решить. На каждой ступеньке — свои основные занятия и дела, которые он должен пройти и освоить, навыки, которые должен приобрести. На каждом этапе роста юный человек должен научиться чему-то новому, тому, что потребуется ему в дальнейшей жизни. От того, чему пора учиться и что приобретать, зависят наши приоритеты и потребности. Если растущий человек не сможет вовремя реализовать и удовлетворить эти потребности, он останется недоучкой. И это скажется, часть — сейчас, большая часть — в будущем, наложит отпечаток на его характер, отношение к самому себе, взаимоотношения с другими людьми.

Главная потребность малышей — игра. Для дошколят это очень важное занятие. Через игру они познают мир и совершенствуют себя, свое тело, свой разум. В ролевых играх учатся общаться, примеряют на себя взрослый мир (подражают ему и познают его законы). Годам к 6-7 для детей главной деятельностью становится учеба. Но учиться — не значит просто сидеть за партой и запоминать, что сказал педагог. Учиться — значит исследовать и экспериментировать, приобретать трудовые навыки и создавать что-то полезное, развивать и совершенствовать свои руки, тело. В школьные годы человек учится жить в социуме, общаться со сверстниками и взрослыми, отстаивать свои интересы и считаться с интересами других. Вот тут-то и подстерегает опасность „узкого коридора". Если малыш с головой уходит в виртуальный мир, что получится в результате? У ребенка теряется интерес к нормальным детским играм, к естественному всестороннему обучению и общению.

Если в детстве человек недоиграл, недоосвоил то, что ему положено по возрасту, — даром это не пройдет. Человеческий мозг устроен очень разумно: в каждом возрасте есть такие открытые зоны, когда новые знания и навыки приобретаются легче всего. А потом, если эти зоны не использовать, они закрываются; иногда — насовсем... Дошколятам положено играть в детские игры, петь, лепить, рисовать и танцевать, „ощупывать" и осваивать мир чувствами... Кем положено? Природой. Детям постарше — учиться. Учиться общаться, получать знания и уметь применять на практике. Подростки должны узнавать мир собственных чувств, свое непонятное, настоящее Я. Кто я? Какой я? Где мое место в жизни? Зачем я пришел в этот мир? Шагнуть в самостоятельность можно только в реальном, а не в виртуальном мире. Однобокое развитие даром не пройдет. Кое-какие пробелы человек сумеет (если захочет) исправить потом, а иные — останутся, ибо время упущено, и эти дыры уже не залатать.

- Ребенок, сверх меры увлеченный виртуальным миром, невольно отгораживается от реального. Юный человек получает огромное количество информации (картинки, слова, числа и графики), но это знания теоретические. Ребенок недополучает опыта реального (телесного, сенсорного) — самого важного для детей. Согласитесь, упасть, споткнувшись о камень, и так убедиться, что существуют законы тяготения, — одно. Совсем другое — получать эти знания из вторых рук. Научишься ли тогда правильно падать — еще вопрос.

В Что окружает человека, сидящего за компьютером? Искусственная среда. Металл и пластик. Здесь юный человек напрочь оторван от настоящего мира, где птицы и звезды. Здесь невозможно попасть под ливень или подержать на ладони снежинку и не обнимешься со своим лохматым псом, который весь день ждал тебя... Разнообразие мира быстро сужается до картинки на экране. И как результат — теряется связь с живым миром природы. Не покидав мяч, не узнаешь, какой он круглый и веселый и как можно ловко от него увернуться и бурно радоваться потом ловкости своего тела. Не потрогав шершавую кору деревьев, не погонявшись за первыми бабочками, не прочувствуешь и не изумишься всей красоте и разнообразию живого мира вокруг. Связь с природой, ощущение чувства единения с ней могут быть утеряны навсегда.

Виртуальный мир приучает к стереотипу. Маленький человечек открыт миру. Он словно впитывает его всеми органами чувств, причем непредвзято, не давая заранее оценки, что плохо, что хорошо. Мир един и разнообразен, и дети способны увидеть красоту там, где взрослый уже не способен. Вот по ветке ползет лохматая гусеница — малыш изумленно рассматривает ее. А что сделает взрослый? „Это гусеница, она вредная. Она поедает листья", — скажет он и потянет ребенка за собой. Взрослые классифицируют предметы и явления, они на все навешали бирочки — правильные определения и слова. У нас с вами уже есть устойчивая (общепринятая) точка зрения, с которой надо смотреть на предмет. Радуга — это хорошо, а размокшая грязная земля — плохо...

Взрослые освоили определенные традиции и стандарты (так легче и удобнее жить!). И вместе с тем мы потеряли умение свежо и непредвзято смотреть на мир. Что же получается? Ребенку, сориентированному на компьютер, навязывают определенную (готовую, выработанную) точку зрения. Когда она будет усвоена, юный человек разучится смотреть с любопытством и непредвзято. Иначе говоря, теряется креативность мышления, способность думать нестандартно, творчески. Ребенок может привыкнуть слепо доверять чьему-то авторитету (ведь он принимает на веру многое из того, что не испытал сам). Это „плохо" — это „хорошо", „верно — неверно", „делай так..." — ребенку выдают почти готовые схемы, определенную (выработанную кем-то) точку зрения. Научится ли он вырабатывать и отстаивать свою? Есть опасность, что юный человек действительно становится сплошным „пользователем", а не открывателем, не исследователем... Не хозяином своей судьбы.

„Ну, и какие же выводы?" — спросите вы. А такие. Отнеситесь к компьютерным пристрастиям своего чада спокойно. Разумно. Без компьютера ребенку не обойтись. Без умения пользоваться им юный человек почувствует себя изгоем в современном мире среди своих сверстников и друзей. Так от кого же зависит, пойдет ли компьютер во вред или на пользу юному человеку? Ответ один — только от взрослых. Только от нас с вами зависит, сколько ребенок будет играть, какие программы освоит, чему научится, а от чего откажется, и главное — не затмит ли мир виртуальный красоту и гармонию настоящего!

Займемся профилактикой

Во всяком деле лучше не доводить ситуацию до того, когда она становится неразрешимой. Вот и теперь нам поможет этот принцип.

  1. Прежде всего решите проблему общения, не компьютерного — настоящего. Если малышу интересно с вами, он легко оторвется от монитора и будет с вами.
  2. Решите проблему времени. Четко объясните ребенку, когда и сколько можно играть за компьютером. Договоритесь — и не отступайте от правила. Не покупайтесь на обычные детские уловки: „Мамочка, еще чуть-чуть". Такое „чуть-чуть" может длиться до бесконечности, а главное — войдет в привычку.
  3. Решите проблему „компьютерной безопасности". Объясните ребенку, почему нельзя часами сидеть у экрана. Научите малыша полезным упражнениям для разгрузки усталых глаз и спины. Покажите пример — занимайтесь вместе!
  4. Решите проблему общения со сверстниками. Ребенок не станет часами сидеть у экрана, если у него есть друзья, с которыми можно подвигаться и поиграть.
  5. Решите проблему занятости. Вам хочется отдохнуть? Не оставляйте малыша у экрана, придумайте что-то такое, чем он охотно займется сам. Рисовать и лепить, собирать конструктор, шить наряды для кукол... Помогите ребенку найти свое увлечение.

Правильный настрой

Вы решили подарить малышу компьютер? Учтите несколько важных моментов.

  1. Не покупайте компьютер к началу учебного года. После каникул 2 недели уйдет на адаптацию к школе.
  2. Малыш — первоклассник? Повремените с покупкой компьютера до конца первого полугодия. Сейчас чем меньше новшеств помимо школы, тем лучше.
  3. Не оставляйте дошколенка один на один с компьютером. Ребенок должен понять: компьютер — не просто развлекалочка, на нем можно не только „монстров гонять", но еще и... Показать все, что следует за этим „и", — задача родителей. Лет до 5-6 малыш еще находится в семейном кругу и мама с папой для него — безусловный авторитет. Постарайтесь же сориентировать юного человека, чтобы он воспринимал компьютер в первую очередь как удобный (полезный, необходимый) компонент учебы. Компонент интересный, но далеко не единственный!

Понаблюдайте за манерой игры ребенка. Одни дети сидят неподвижно, уставившись в экран. Другие — повторяют движения героя, в которого сейчас воплотились. У малыша-созерцателя по сравнению с живчиком, нервное напряжение чаще выливается в стресс. Чем спокойнее по натуре ребенок, тем больше на него „давит" компьютер. К неблагоприятным воздействиям компьютерных игр более восприимчивы девочки.

Разумные советы:

  1. В учебные дни не стоит играть. Либо ограничьте игру 30 минутами.
  2. Не позволяйте ребенку играть во время еды.
  3. Полчаса после еды — никаких компьютеров (и телевизоров).
  4. Звук надо сделать как можно тише. Проследите, чтобы ребенок долго не играл в наушниках, врубив звук на полную мощность.
  5. После игры — бегом на свежий воздух. Малышу важно подвигаться, размять мышцы, хорошо продышаться.