ОНАНИЗМ

Имеет физиологические, психические и клинические болезненные предпосылки. В физиологическом плане это активный, нередко неукротимый темперамент и соответствующая ему повышенная потребность в разрядке накопившегося психического напряжения. Проявляется у девочек, не играющих в куклы предпочитающих общение с мальчиками.

Психологические предпосылки: неправильное воспитание (обращение с ребёнком). В плане воспитания : излишняя строгость, ограничение активности, многочисленные запреты и частые физические наказания. Шлепки, порка ремнём способствуют приливу крови к генитальной области, что действует раздражающим образом.

 

Проблемы эмоционального контакта с родителями: недостаток ласки, раннем выходе матери на работу, передача ребёнка родственникам, няне. Такие дети не откровенны с родителями, скрывают свои чувства и переживания. Живут в своём воображаемом мире.

Способствует возникновению онанизма и носильное кормление, буквально вталкивание пищи, несмотря на нежелание ребёнка есть. Сам процесс еды сопровождается отрицательными эмоциями, а пища ребёнку кажется не только не безвкусной, но и неприятной. В результате из нормального процесса развития чувства тела включается одна из чувствительных зон организма. Но слизистая губ и рта рефлекторна связана с генитальной областью, поэтому «молчание» одной рефлекторной зоны заставляет «говорить» раньше времени другую, в данном случае генитальную. Её преждевременно повышенная возбудимость создаёт напряжение, которое временно устраняется онанизмом.

Провоцирующие факторы : взрослые находятся в одной пастели с ребёнком, чрезмерно ласкают его, целуют в губы, качают на ноге или излишне подмывают, это может привести к преждевременному появлению генитальных ощущений и желанию их произвести. Заражение от сверстников, основанное на склонности детей подражать.

Чем хуже поставлена воспитательная работа, чем меньше внимания, заботы и новых впечатлений получают дети, тем чаще случаи онанизма, сосания пальца и раскачивание перед сном. Все эти привычки патологическая компенсация недостатка положительных эмоций, их разнообразия и насыщенности.

При упорном течении онанизма остановить его сразу практически невозможно. Даже резкое прерывание одной попытки проходит крайне болезненно, вызывая у ребёнка раздражение. Злость и обиду. Эти реакции объясняются возможностью получения обусловленного чувства.

Необходимо подчеркнуть важность повышения активности в движениях, выражении чувств, проведении общеоздоровительных спортивных мероприятий. Ежедневные прогулки перед сном, водные процедуры повышающие чувство тела: купание, душ, обтирание.

Можно рекомендовать обратиться к гинекологу или урологу (мальчики).

СОСАНИЕ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА

Чаще бывает у детей с флегматическим темпераментом: неторопливых, медлительных и обстоятельных, «копуш», как говорят о них родители.

Ведущая причина- неудовлетворённость инстинкта сосания большей частью вследствие затруднений при грудном вскармливании: его отсутствия, недостаточной продолжительности.

Психологические факторы. Чувство беспокойства. Беспокойство может проявляться и у плода, если мать много волнуется при беременности, устаёт и часто болеет, нежелание матери иметь ребёнка, отсутствие ласки, тёплого обращения, передача малыша на воспитание родственникам -всё это сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка.

Во всех случаях сосание пальца создаёт ребёнку иллюзию удовлетворения: просто занятости (если ребёнок один), успокоения (если он находится в состоянии беспокойства, подавленности чувств или не может заснуть). При дефиците воспитательного воздействия сосание пальца, как и онанизм, является средством компенсации недостающего внимания к себе, что представляет, по существу, самообман, поскольку не происходит не каких перемен в жизни ребёнка. Забываясь в сосании ребёнок как бы отключается от жизненных трудностей, уходит в себя, обнаруживая черты поведения, свойственные более младшему возрасту. При наличии сосания пальца в 3 и 4 года он нередко становится неопрятным, частично теряет навыки самообслуживания, как бы возвращается на более раннюю ступень развития, а это серьёзный признак того, что действительность слишком травмирует его.

Таким образом. Сосание пальца восполняет нереализованный инстинкт сосания и уменьшает чувство беспокойства (при онанизме – повышенной возбудимости), успокаивает, убаюкивает, смягчает тяжесть одиночества. Неразделённости чувств, приглушает и заставляет на время забыть физическую боль.

В борьбе с сосание пальца, как, впрочем, и с онанизмом, родители часто выявляют свои далеко не лучшие качества, теряя остатки положительного отношения к детям и обращая всю свою энергию на подавление болезненных привычек. Взрослых особенно раздражает болезненность и ленивость детей – они постоянно торопят их, ругают и физически наказывают. Однако, чем больше «преуспевают» в этом родители , тем более выражена у детей потребность сосать палец.

Предупреждения и устранения этой привычки должна быть не борьба с ней, а установление доверительного контакта с детьми, своевременное успокоение и снятие беспокойства, разумное пользование соской. Покачивание кроватки, убаюкивание, пение колыбельной песни перед сном, отсутствие лишних ограничений, как и чрезмерной стимуляции активности детей, создание условий для разнообразия впечатлений и подвижных, эмоционально насыщенных игр.

ГРЫЗЕНИЕ НОГТЕЙ

Способствуя уменьшению, как повышенной возбудимости, так и чувства беспокойства, оно носит непроизвольный, автоматизированный характер и появляется в состоянии любого возбуждения или волнения, в том числе при разговоре, ожидании, просмотре интересных телепередач. Не смотря на постоянный контроль родителей и угрозу наказания, сами дети не могут дать себе отчёта, когда они сгрызли ногти, а иногда и кожу вокруг них. Взрослые думают, что дети поступают им на зло, и усиливают контроль. Однако ребёнок всегда находит подходящий момент, и игра в «кошки-мышки» продолжается. Большей эффект даст уменьшение чрезмерных родительских требований, отказ от понуканий и непоследовательного отношения к воспитанию нельзя допускать односторонней интеллектуальной перегрузки в в ущерб эмоциональным сторонам развития. Стоит лишний раз похвалить таких честолюбивых детей и особо отметить положительные результаты в индивидуальной беседе.

УПРЯМСТВО

В самом общем виде под упрямством родители подразумевают непослушание, желание настоять на своём и говорить «нет», когда нужно говорить «да». Пик упрямства приходится на 2,5 года. Часто родители жалуются на упрямство своего ребёнка, забывая его потребности детей в самоутверждении в выражении своего собственного «я». Когда ребёнок не может быть тем, кем он хочет, он так или иначе выражает своё несогласие.

Когда родители продолжают, несмотря на изменившиеся обстоятельства, войну с упрямством, это прямой путь к неврозам детей.

Чем более упрямыми и негативными становятся дети по отношению к родителям, тем больше они поддаются внушению вне семьи, слушаются тех, кто в отличии от родителей идёт им на встречу, или делает вид, что понимает их желания и переживания. Здесь легко обмануться, и дело случая, попадёт ли такой ребёнок под неблагоприятное воздействие некоторых сверстников, начинающих вскоре понукать и командовать им.

В другом, более редком варианте упрямство, вызванное излишне строгим воспитанием родителей или конфликтами в семье. Перерастает в состояние озлобленности, затравленности и недоверчивости, что осложнят отношения ребёнка со сверстниками или делает полностью невозможным общение с ними.

Диапазон проявления упрямства обширен и может включать в себя: желание выразить своё собственное мнение; пассивный (обида, молчание) и активный ( возмущение) протесты против ущемления чувства собственного достоинства и потребностей; нервное переутомление с возбудимостью или заторможенностью и неспособностью своевременно отвечать на требования взрослых; фазовое состояние мозга при неврозах.

Главное в работе с упрямыми детьми – это смотреть на них непредвзятыми глазами, пытаться увлечь их интересным занятием – всем тем, что создало бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей. Потребностей и интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы. Если же упрямство представляет серьёзную проблему для родителей, осложняя отношения с детьми, то полезно дать несколько советов.

  • Во-первых, попытайтесь представить себя на месте ребёнка, вспомнив себя в детстве.
  • Во-вторых. Сопоставить поведение детей дома и вне дома.
  • В-третьих, общайтесь с детьми «лицом к лицу», проигрывая в иносказательной форме конфликтные ситуации с возрастной переменой ролей.

ЭНУРЕЗ

Ведущим фактором происхождения энуреза является невропатия. Определяющая роль в ней при энурезе принадлежит нарушениям сна. Как правило, сон таких детей чрезмерно глубок и вместе с тем двигательно беспокоен. Нередки случаи сомнамбулизма (снохождение). Чрезмерная глубина сна_ это компенсаторное торможение, возникающее в ответ на повышенную утомляемость или возбудимость днём. Переутомляясь или перевозбуждаясь (болезненно) днём, мозг требует компенсаторно-защитного (более глубокого, чем обычно) торможения ночью. Последнее предохраняет нервные клетки от истощения.

Дополнительным признаком невропатии повышенная чувствительность к погоде, охлаждению, когда дети часто мочатся ночью. Энурез при невропатии уменьшается с возрастом, но это при отсутствии каких-либо форм нервности. Ребёнок, находящийся в состоянии эмоционального стресса, может продолжаться мочиться ночью.

Происхождение энуреза означает и неравномерность психомоторного развития это может быть несколько замедленный темп (ребёнок позднее начинает говорить, ходить), скованность движений или реже ускорение психического развития, чрезмерная быстрота движений. Это напоминает проявление холерического или флегматического темперамента.

Одним из факторов может быть ММД – минимальная мозговая дисфункция. Дети отличаются рассеянным вниманием и плохим запоминанием.

Причины: алкоголизм родителей. Повреждающее действие алкоголя на развивающийся мозг даёт сон патологически глубоким.

Недержание мочи при неврозах следствие длительно действующего эмоционального стресса, в том числе страхов и тревоги, осознание которых мучительно для ребёнка, что он бежит от них в сон, где находится в безопасности, но, излишне расслабляясь при этом, расплачивается непроизвольным мочеиспусканием.

Условнорефлекторный. Возникает при конкретных обстоятельствах, в определённое время. Чаще всего происходит, когда детям 2-5 лет и оно мочатся днём, когда «заиграются», или ночью, ожидая, что их посадят на горшок. К тому же из-за своего возраста они не придают особого значения недержанию мочи.

Фактор педагогической запущенности, или семейно-бытовой фактор - это недостаток родительской заботы и любви, вызванный отсутствием родительских чувств к ребёнку или непонимание значения психологических факторов в его психическом развитии. Выглядят такие дети неухоженными, недоверчивыми вялыми или возбуждёнными, агрессивными. Здесь дело в том, что мать не меняла своевременно пелёнок, оставляла мокрым, рано отдала в ясли, перепоручала родственникам. Родительская депривация, приводящая к энурезу, - это недостаток соответствующего ухода в раннем детстве и отсутствие эмоционального контакта с ребёнком со стороны матери и отца.

Обращает на себя внимание и большой процент правонарушений у детей с энурезом в подростковом возрасте, поскольку отсутствие душевной теплоты родителей оставляет неизгладимый след в психике ребёнка, делая его недостаточно чувствительным к горю и страданиям других.

Следующий фактор связан с конфликтной позицией в семье, когда недержание мочи выступает в качестве своеобразного, не всегда осознанного протеста против каких-то травмирующих условий жизни. Дети первых лет жизни, скучая по дому и переживая отсутствие контактов, мочатся протестуя против лишения привычных эмоциональных связей и ухода. В старшем возрасте иногда используют моченедержание, как протест против несправедливого и жестокого обращения в семье, когда нет возможности иначе выразить себя.